Тайны алматинской подземки: что скрывает станция «Алатау»
Метрополитену Алматы в этом году исполняется 13 лет. Первый пусковой участок «Райымбек батыр» — «Алатау» был открыт 1 декабря 2011 года. Тогда были запущены семь станций. Сейчас в метро 11 станций и с каждым годом спрос на скоростной поземный транспорт растет.


Предыстория

Первый камень строительства алма-атинского метрополитена был заложен еще 7 сентября 1988 года. В 1978 году был утверждён генеральный план Алма-Аты, в котором была указана первая трасса метро. По воле обстоятельств (развал СССР, нехватка бюджета и пр.) метрополитен строился более 20 лет. Тогда многие горожане, эксперты, журналисты шутили, что метрополитен Алматы вполне заслуживает попасть в Книгу рекордов Гиннесса, как самая долгосрочная подземная стройка. Метро все-таки запустили. Сразу после открытия первых станций отмечался большой спрос, который с каждым годом только растет.
«Для Алматы метрополитен был просто необходим. Потому что для больших городов всегда актуальны альтернативные виды общественного транспорта. Современные транспортные средства, такие, как метро, ЛРТ, БРТ легко могут быть интегрированы в концепцию «умного города», что позволяет использовать технологии для оптимизации транспортных потоков, сбора данных о движении и повышения уровня безопасности всех участников движения.», – считает генеральный директор НИИ «Алматыгенплан» Асхат Садуов.
Часть большой цепочки

Метро – одна из важных составляющих транспортного каркаса Алматы, который, напомним, был утверждён в начале этого года.
«Модель транспортного каркаса была сформирована с учетом лучших мировых практик и на основе анализа привлекательности различных зон в городе, концентрации рабочих мест и пр. Сейчас в Алматы условно 3 зоны притяжения потоков, где сконцентрировано 70% рабочих мест. Метро – часть большой цепочки и его строительство продолжится: существующая линия будет дотянута до западной границы города. Ведется работа по строительству еще четырех станций первой линии», - отмечает руководитель отдела транспортного планирования НИИ «Алматыгенплан» Сергей Ященко.
Сейсмобезопасный вид транспорта

Землетрясения, зафиксированные в Алматы в начале года, заставили горожан задаться вопросом безопасности езды на подземном транспорте. Напомним, что во всем мире в сейсмически опасных районах строятся метро. Мировая практика, а также анализ строительства показывают, что глубокие подземные сооружения являются наиболее сейсмостойкими. По законам физики, при подземных толчках амплитуда колебания наверху больше, чем внизу, говорят эксперты. По данным КГП «Метрополитен» условия активной сейсмичности Алматы в обязательном порядке отражаются в проектах. Учитывается опыт строительства подобных объектов в других регионах (в том же Ташкенте). Это было доказано на примере землетрясений в Мехико, Сан-Франциско и др. городах.

Также в Алматинском метро внедрили около 30 автоматизированных систем безопасности. Работает ситуационный центр, который контролирует объекты метрополитена и синхронизирует все данные с центром автоматизированного наблюдения ДВД.

Уникальная станция

Из 11 действующих станции метро станция «Алатау», расположенная у здания НИИ «Алматыгенплан» на пересечении пр. Абая и ул. Жарокова, уникальная. Её особенность в том, что платформы здесь расположены по бокам, а не по середине, как на всех других.

По данным КГП «Метрополитен» станция «Алатау» мелкого заложения односводчатая с двумя боковыми посадочными платформами по краям, между которыми проходят пути. Все другие станции имеют общий перрон, а пути - по бокам. По исследованию Q-lab, это не связано с составом грунта и других особенностей, это был скорее эксперимент проектировщиков. По ранним исследованиям геологов было заявлено, что все грунты под Алматы одинаковые. В основном спрессованный песок и галечник. Даже в так называемых местах «разлома» состав грунта не меняется.

Из комментариев в https://www.instagram.com/p/C7y6Xo0Pg7y/:
Alibrayev. Станция Алатау входит в первую очередь строительства, ее проектировали ещё при СССР. Архитекторы тогда решили сделать Алатау кроссплатформенной пересадкой, поэтому пути под Жарокова были построены в одном тоннеле. Уже при Н. Назарбаеве, когда возобновилось строительство, решили отказаться от кроссплатформенной пересадки на этой станции, а поскольку подводящие пути были соединены в один тоннель, пришлось строить станцию с боковыми платформами.
В интерьерах станции Алатау использованы горные пейзажи, созданные художниками Г. Ешкеновым и А. Жамхан, и элементы древнейшей символики народов, проживавших на территории современного Казахстана.


У станции Абай тоже есть отличие. Максимальная глубина залегания – около 80 метров. При этом там установлен самый длинный эскалатор – длиной 104 метра, продвижение по нему займет около 4 минут.

Станции Алатау и Абай – не единственные уникальные составляющие алматинского метро. Еще одна особенность - бесшпальные рельсы. Впервые на территории СНГ при строительстве было решено отказаться от использования шпал. Вместо этого был внедрен инновационный метод укладки на монолитное железобетонное основание. Это не только повышает безопасность движения и комфорт пассажиров, но и увеличивает срок службы верхней части пути. На сегодняшний день подобная технология применяется лишь в некоторых странах Западной Европы.

Быстро и доступно:

Анализ КГП «Метрополитен» показывает планомерный рост количества пассажиров до 100 тысяч в сутки, в связи с чем было принято решение о запуске дополнительного подвижного состава. Каждый состав состоит из 4 вагонов, общей вместимостью более 900 человек. Также увеличено количество составов. Теперь в часы пик на линии курсируют 11 составов, что снизило интервал движения до 5 минут 38 секунд.

Когда откроются новые станции

По данным акимата, в 2025-2026 годах будет открыта станция метро «Калкаман», в тот же период будет идти строительство линии до станции «Барлык» протяженностью 5,3 км. Станция метро «Калкаман» позволит увеличить пассажиропоток на 20 тыс. человек в сутки, а три станции до рынка «Барлык» будут вести к крупному мультимодальному транспортно-пересадочному узлу, который и планируют построить в районе рынка. Узел будет включать в себя автовокзал Западный, станции LRT и метрополитена. Нормативный срок строительства линии метро от станции «Калкаман» до рынка «Барлык» составляет 46 месяцев, то есть ориентировочно работы завершаться к концу 2027 года.
источник: «Алматыгенплан»
Фото \ видео: пресс-служба «Алматыгенплан»