Как власти Алматы собираются разгрузить дороги города от ежедневных пробок
Корреспондент Sputnik Казахстан узнал подробности планов по созданию эффективной транспортной сети Алматы.

В Алматы хотят создать условия для перехода жителей с личного транспорта на общественный. Сегодня доля поездок на личном автомобиле составляет 68%. В акимате намерены увеличить количество поездок в общественном транспорте на 64%, то есть до 2,3 млн к 2030 году.

Такие цели включены в мастер-план транспортного каркаса города до 2030 года, который презентовали в декабре прошлого года.

Транспортный каркас – это система коридоров для скоростного транспорта, в которую входят BRT (скоростные автобусные маршруты), LRT (легкорельсовый транспорт), метро и строительство трех транспортно-пересадочных узлов на границе города.

Больше выделенных полос

Создание инфраструктуры транспортного каркаса потребует от 5 до 7 лет: необходима частичная пробивка улиц, расширение коридоров, связанность участков. В центральной части города работы запланированы на 19 км дорог, в периферийной – на 54 км.

Внедрение транспортного каркаса начнется в этом году с создания линии BRT по пр. Райымбека. По данным акимата, вдоль проспекта не развита пешеходная инфраструктура, как итог — низкая доступность, пробки, переходы в неположенных местах, опасные маневры и ДТП.
"Пр. Райымбека – это городская дорога, соответственно мы будем реализовывать проект BRT, потому что необходимо развивать город. Наш приоритет – общественный транспорт, на сегодня на Райымбека он неэффективен", – сказал аким Алматы Ерболат Досаев на встрече с жителями.
Общая протяженность BRT составит 17 км, проект также включает в себя создание транспортно-пересадочного узла "Алтын Орда".

Строительство выделенных полос планируется в 2 этапа:

на центральном участке пр. Райымбека от ул. Ахрименко до ул. Пушкина – во втором полугодии 2024 года;

от ул. Ахрименко до рынка "Барлық", кроме того, запланирована пробивка пр. Райымбека от ул. Пушкина до транспортно-пересадочного узла "Восточный" – в 2025–2026 годах.

Когда появятся скоростные трамваи LRT

К 2027 году в Алматы появятся первый участок системы скоростного трамвая LRT.

Согласно мастер-плану, она пройдет по ул. Момышұлы, Толе би, пр. Абылай хана, вдоль станции "Алматы-2" и пр. Райымбека до восточной границы города.

В районах севернее пр. Райымбека нет прямого доступа к метро или другим видам выделенного транспорта. Поэтому также планируется продление линии метро до западной границы города.

По результатам исследования, проведенного авторами мастер-плана, выяснилось, что только 39% населения Алматы проживает в радиусе 500 м от остановки общественного транспорта, в то время как в Москве этот показатель достигает 86%, в Париже – 98%. Отдаленность остановок снижает привлекательность автобусных маршрутов.

Общественному транспорту выделят две полосы, по одной с каждой стороны, установят специальные светофоры и регулируемые пешеходные переходы. Таким образом, средний интервал движения в час пик составит около пяти минут.

По оценкам, парк колесного транспорта BRT – автобусы, электробусы, троллейбусы составит 3,9 тысяч единиц. Предполагается увеличение пассажирской инфраструктуры с действующих 1208 до 1245 остановок.

Появятся три новых транспортно-пересадочных узла (ТПУ)

Проект предусматривает строительство трех транспортно-пересадочных узлов на границе города: "Восточный", "Север" и "Барлык".

Директор по проектам ТОО "НИИ "Алматыгенплан" Таир Сарыбаев объясняет, что ТПУ - это место, где пассажиры могут пересесть на другой транспорт.
Директор по проектам ТОО "НИИ "Алматыгенплан" Таир Сарыбаев
© Photo : представлено пресс-службой "Алматыгенплан"
"ТПУ – это не парковка, это место, куда будут стекаться все виды общественного транспорта. В них будет предусмотрена парковка, чтобы пассажиры, прибывающие из алматинской агломерации, могли оставить свои автомобили и выбрать интересующий их общественный транспорт и доехать из точки А до точки Б. Город стремится создать условия, способствующие увеличению скорости, повышению безопасности и комфорта, чтобы люди постепенно и добровольно пересаживались с личного транспорта на общественный транспорт", – говорит Таир Сарыбаев.

Он подчеркивает, что ТПУ необходимы, чтобы различные виды транспорта не находились на значительном расстоянии друг от друга. Такие узлы позволят пассажирам быстро и удобно пересаживаться с одного вида транспорта на другой.

По словам Таира Сарыбаева, сегодня пассажиры, чтобы добраться до места, находящегося всего в 2 км от них, вынуждены садиться на автобусы, который делает круг в 15 км. Поэтому будут ездить маршруты короткой дальности, чтобы жители близлежащих районов могли добраться до узлов. Сами ТПУ будут представлять из себя многоэтажное здание, где пассажиры смогут легко пересесть на автобусы, электробусы или метро.

Он отмечает, что крупные мегаполисы, такие как Париж и Вена, уже прошли этот путь развития общественного транспорта. Сегодня в этих городах доля людей, пользующихся личным транспортом, составляет всего 15-20%, в то время как в Алматы этот показатель достигает 68%.
"Планируется полностью пересмотреть все маршруты. Сейчас общественный транспорт в городе развивается не системно. При помощи мастер-плана транспортного каркаса города хотят внедрить системность по маршрутам, по билетам, по коридорам, по интервалам движения. Для этого необходимы транспортные коридоры. Многие приводят в пример улицу Тимирязева, но там коридор разработан только фрагментарно, от одного участка до другого, нет цикличности. Когда сформируется единый цикл, тогда это даст эффект", – говорит Таир Сарыбаев.
Ранее в акимате Алматы заявили, что первые результаты можно ожидать к концу 2026 года: ожидается запуск первой линии LRT, открытие станции метро "Калкаман" и строительство трех транспортно-пересадочных узлов на западном, северном и восточном направлениях.

К 2030 году в городе будут созданы 42 транспортных коридора протяженностью 296 км, которые позволят охватить 75% жилых территорий, 81% рабочих мест города.

Построят третий железнодорожный вокзал

К 2027 году в городе появится третий железнодорожный вокзал Алматы-3, который будет располагаться в Алатауском районе. Платформу построит "Қазақстан темiр жолы". Участок для строительства платформы находится на магистральной сети КТЖ.

Строительство вокзала Алматы-3 входит в комплекс проектов по развитию агломерации. Он позволит переориентировать часть грузовых и пассажирских потоков, а также ввести в эксплуатацию дополнительные пассажирские поезда, что поможет снизить транспортную нагрузку на городскую автодорожную инфраструктуру.

Полный текст.
Автор: Камшат Абдирайым
источник: sputnik.kz