Особенностью нового Генерального плана Алматы до 2040 года, недавно утвержденного Правительством Казахстана, стало новое слово в отечественной урбанистике – развитие полицентров, всего в Алматы их пять. Понять, что именно такая модель развития Алматы необходима на данном этапе, помогло большое урбанистическое исследование – так называемая «Анкета горожанина». О том, что это за исследование и какие выводы из него были сделаны для Алматы, «Вечерке» рассказал Святослав Мурунов, член Градостроительного совета южной столицы, консультант Алматыгенплана, автор и главный аналитик «Анкеты горожанина»
– Святослав, когда появилась «Анкета горожанина» и для чего она нужна?
– «Анкета горожанина» была разработана лет десять назад. Первое анкетирование проведено мною в Пензе, и цель этого исследования была достаточно простая.
В публичном пространстве типичного постсоветского города очень тяжело найти ответы на, казалось бы, простые вопросы. Например, кто в этом городе живет, что это за люди, что их волнует, чем они довольны, чего не хватает и так далее. И первая анкета носила исследовательский характер, важно было понять опыт городского жителя, какие вопросы волнуют, есть ли потенциал для формирования городских сообществ. То есть априори «Анкета горожанина» является частью методологии социального проектирования, в своей основе она содержит постулат: город – это некая непрерывная коммуникация различных групп и сообществ, у которых могут и должны быть разные интересы. Непрерывная коммуникация, конкуренция, в каком-то смысле партнерство этих групп и складываются в тот город, который представляет живущий здесь человек.
«Анкета горожанина» как раз и помогает понять, что особенно волнует людей. Она ставит своей целью не поиск виноватых, а некое формирование публичного понимания, что такое город с точки зрения горожанина. Впоследствии эта анкета была доработана, и мы ее называем «урбанистическим», а не социологическим исследованием.
Это в чистом виде урбанистическое исследование, которое интерпретируется, исходя из модели устройства города. Данные этих исследований позволяют субъекту, к примеру, институту урбанистки, акимату или администрации города независимо от заказчика исследования двигаться дальше, используя эти данные, собирать сообщества, рабочие группы, проводить проектные семинары, принимать решения и так далее.
В этом плане «Анкета горожанина» в Алматы – модифицированная версия первой анкеты. Анкетирование прошло более чем в 300 городах, и у нас накоплен огромный опыт по обработке результатов.
– Какие особенности вы бы отметили касательно казахстанской анкеты?
– Казахстанская анкета уникальна тем, что заполняется на двух языках: государственном и русском. Конечно, это усложняет обработку, но в то же время позволяет учесть национальные особенности.
По предварительным данным, было 13 352 ответа, из них 35,2 процента на казахском языке и 64 процента – на русском. Мы попросили акимат, чтобы анкету заполнили и предприниматели.
Изначально данные анкеты использовались для корректировки Генплана, а сейчас будут активно применяться для формирования концепции полицентров Алматы, идет аналитика и по административным районам. Наша цель – собрать хотя бы один процент от населения города, и к этой отметке ближе всех подошел Ауэзовский район. В урбанистическом исследовании важно не только количество опрошенных, но и географический охват, поэтому в анкете есть вопрос, в каком районе живет и работает человек.
– Какие основные выводы можно сделать из итогов урбанистического исследования в Алматы?
– В исследовании есть так называемая карта вернакулярных (сформированных самими жителями. – прим. ред.) районов, которая как раз-таки отвечает на вопросы, – из чего состоит город и как он устроен с точки зрения пространства. В анкете один из самых важных вопросов – где вы живете. Сейчас у нас есть карта вернакуляров со списком районов, которые жители называли в качестве ориентира. Теперь мы понимаем, что город состоит не только из крупных административных районов, но и из районов, в которых находятся дома и другие объекты недвижимости горожан.
Карта вернакулярных районов совершенно другого масштаба, на ней отражены определенные виды построек, какие-то локальные деградирующие или развивающиеся объекты, и по ней мы сделали следующие выводы.
Первое – Алматы сложный город, у него много вернакулярных районов, город развивался разными этапами, накапливал разных людей, расширял свои территории, и заметно, что центр города мелкодисперсный, районы маленькие, компактные, а окраина и промзоны – широкие и большие. Это распределение подсказывает, что есть смысл принять градостроительные решения и переходить на использование вернакуляров.
Второе – в анкетах вышло большое количество запросов на роль стажеров среди взрослого населения. Заметно, что более тысячи человек в возрасте от 25 до 45 лет готовы менять профессию, получать новые знания. Это говорит о том, что предложения работы или типы деятельности, чем хотели бы заниматься люди, давно изменились, они хотят поменять профессию, чтобы больше зарабатывать, быть востребованными, не отставать от технологий и т.д. Отсюда возникает вопрос, сколько нужно учебных заведений для взрослых, чтобы быстро поменять профессию в том месте, где они находятся.
Третье – транспортная проблема, количество времени, которое люди тратят на дорогу. В этом случае независимо от района затраты на перемещения очень большие. Это говорит о том, что город разбалансирован, его развитие шло неравномерно. Если в советское время новые микрорайоны строились вокруг предприятий, предприятия обеспечивали людей и работой, и культурой, и социальными услугами, то с закрытием предприятий разваливалась вся инфраструктура либо приспосабливалась под рынки, коммерцию, люди лишились рабочих мест и были вынуждены перемещаться по городу. И вопрос в анкете о маршрутах горожан в будни и в выходные показывает, что большое количество времени человек тратит на перемещение.
Пробки, неудобное расписание автобусов, большое количество выхлопных газов, пересадок будут действовать на психологическое и физическое состояние человека, сказываться на его здоровье, поэтому этот очевидный вывод доказывает математически и статистически, что город должен развиваться комплексно.
Фактически «Анкета горожанина» доказывает гипотезу, что городу нужен не один центр, где все сосредоточено, а много других мест, где уровень жизни будет такой же, как и в центре, где будет занятость, доступ к услугам, коммерция. Расположение полицентров и сетка улиц, заложенных в генплане, позволяет перезагрузить Алматы и сформировать сетевую структуру города. В свою очередь сеть центров города позволит горожанину не тратить время на дорогу, а концентрироваться в местах проживания и большую часть времени тратить в своем районе. Сейчас это невозможно.
– Какие запросы были выявлены в ходе анкетирования?
– Выявлено шесть запросов. Это транспорт, воздух, чистота, доступность, развитие инфраструктуры и дороги.
С дорогами регулярные проблемы. Город никак не наладит дорожные схемы, то расширяет дороги, то снова возвращает тротуары. С другой стороны, нужно начинать не с дорог, а с причин, почему людям так часто нужно куда-то перемещаться. И «Анкета горожанина» показывает, что надо сделать. К примеру, убрать гаражи, что-то делать с оставшимися неработающими предприятиями, нестационарными объектами, здесь же заборы, неудобства.
В городе много умных и конструктивно настроенных людей, которых необходимо вовлекать в формирование технических заданий и концепций на изменения, приглашать на семинары, где они смогут подробно и конкретно сформулировать свои предложения и критику.
На вопрос, какие культурно-досуговые учреждения необходимы в районе вашего проживания, последовали ответы, из которых видно, что на первом месте стоят скверы, парки, рекреационные зоны. На втором – детские развивающие центры, кружки, секции, спортивные площадки, стадион. На третьем – творческие мастерские для взрослых.
Но по Алатаускому району немного по-другому. На первом месте стоят скверы и парки. На втором – детские развивающие центры, кружки, секции. На третьем – спортивные площадки, стадион. На четвертом – кинотеатр. На пятом – творческие мастерские. И на шестом – библиотека. Это значит, что в районе не хватает социокультурной инфраструктуры, мест отдыха, что здесь живут молодые семьи.
Если посмотреть на Алатауский район, то он находится на окраине города, здесь более дешевое жилье. У семей большие временные затраты на перемещения. В Алатауском районе было заполнено 1102 анкеты. На первом месте здесь оказался запрос на культурные учреждения, скверы, парки, на четвертом – на библиотеку. Из коммерческих учреждений на первом месте стоит запрос на фитнес-центры, на пятом – на творческие мастерские. Им предшествуют кофейни.
Большой запрос на кофейни можно объяснить не тем, что это связано с любовью к кофе, а скорее всего с городским укладом. Человек в своем районе хочет чувствовать себя не как на окраине, а как в центре города. Возможность пригласить на свидание, посидеть одному, отметить событие без алкоголя и т.д.
Подобное анкетирование прошло и по другим районам Алматы. Приводить все ответы, думаю, не стоит, так как это займет много времени.
– По вашим наблюдениям, были ли разногласия в оценках и потребностях среди горожан с разным социальным статусом?
– Люди с более высоким доходом по-другому оценивают и формируют запрос. Если выбрать людей с более высоким уровнем дохода, которые тратят лишь 10–20 процентов на товары первой необходимости, то их распределение по городу выглядит в такой последовательности: Ауэзовский, Алмалинский, Алатауский, Наурызбайский, Бостандыкский, Медеуский, Жетысуский, Турксибский.
На результаты, конечно же, влияет количество ответов, поэтому следует продолжать собирать анкеты, но существенного отличия запросов между богатыми и бедными нет. И те, и другие хотят развиваться и заниматься собой. По большому счету, независимо от уровня дохода, запросы не меняются.
– Что это означает?
– Это значит только одно, что в Алматы давно не поднимались вопросы развития сети общественных пространств, создания развитых сфер услуг в местах проживания людей.
Разбалансировка города проявляется в актуализации этих запросов. Возможно, через два-три года активной реновации и развития полицентров в Алматы что-то поменяется, и мы увидим совершенно другую корреляцию по ответам. Мы увидим, что, насытившись и разобравшись с запросами, город начнет по-другому выражать свои интересы.
источник: vecher.kz