Пилотный проект: трансформация «stroad» в улицу будущего
Алматы переосмысливает транспортную артерию - проспект Райымбек батыра
АЛМАТЫ
Представьте шестиполосную магистраль, где каждые сутки проносится свыше 100 тысяч автомобилей. Где пешеходы рискуют жизнью, перебегая между потоками машин. Где местный бизнес задыхается в тени выхлопных газов и хаотичной застройки. Это не описание проблемного района мегаполиса где-то далеко – это сегодняшний проспект Райымбек батыра, сердце Алматы и его главная боль.
Но город решился на радикальную операцию: превратить устаревший «stroad» в модель современной, человекоцентричной улицы. Эта реконструкция — не просто ремонт, а пилотный проект беспрецедентного масштаба: впервые в Алматы пространство длиннейшего проспекта (пр. Райымбек батыра пролегает через 6 районов!) будет преобразовано комплексно — «от фасада до фасада».
«Stroad» – болезнь городского пространства
«Проспект Райымбек батыра – классический пример «stroad», – объясняет Асхат Садуов, генеральный директор НИИ «Алматыгенплан», архитектор и урбанист, чья команда разработала проект трансформации. Этот термин, рожденный на стыке английских «street» (улица) и «road» (дорога), стал приговором для магистралей, которые «пытаются» быть удобными для всех, но терпят неудачу в обоих качествах».
Фото: Асхат Садуов, архитектор, урбанист, Генеральный директор НИИ «Алматыгенплан»
Исторически задуманный как транзитный коридор (6-8 полос, минимум светофоров), проспект давно оброс жизнью: жилыми кварталами, школами, больницами, магазинами. Результат?
«Пешеходам тяжело добраться до автобусов или перейти на другую сторону... Магистраль не обеспечивает ни высокой пропускной способности, как шоссе, ни комфортной городской среды, как улица. Это пространство проигрывает всем: пешеходам, водителям, пассажирам, бизнесу», – констатирует Асхат Садуов.
Лечение: реконструкция «от фасада до фасада»
Алматинцы не просто «ремонтируют дорогу». Они предпринимают амбициозную революцию в городском дизайне, реализуя пилотный для города принцип «от фасада до фасада» на главной и самой протяженной артерии. Это значит, что меняется все:

Пешеходное пространство
Узкие, разбитые тротуары уйдут в прошлое. Их заменят широкие (до 3 метров), ровные пути с тактильной плиткой и пандусами (уклон ≤ 5%). Только на первых двух участках появится 170 000 м² новых пешеходных зон.
«Люди почувствуют себя не вдоль шумной автотрассы, а на комфортном городском бульваре», – объясняет урбанист.
Зелень и свет
Проспект погрузится в зелень – планируется высадка 370 000 м² деревьев и кустарников. Более 17 км новых кабельных линий обеспечат безопасное освещение. Обновятся скамейки, урны.

Архитектурная гармония
Хаос рекламы и вывесок сменит единый стиль по дизайн-коду. «Например, высота вывесок не должна превышать 4.5 м, запрещены бегущие строки», – поясняют разработчики. Это устранит визуальный шум и создаст эстетически привлекательную среду.

Транспортная революция (BRT)
Ключевой элемент преобразования – внедрение Bus Rapid Transit (BRT) вдоль всего проспекта. Ожидается, что это повысит среднюю скорость автобусов на 70%, а интервалы движения сократятся до 4-7 минут. По выделенным полосам (край или центр – зависит от участка) пойдут 9 магистральных маршрутов на современных автобусах. Остановки с удобными платформами разместят ближе к перекресткам для легких пересадок.
«Благодаря BRT увеличатся как скорость, так и привлекательность общественного транспорта, улучшится связность восточной и западной частей города», – подчеркивают специалисты отдела транспортного планирования института.
Безопасность превыше всего
Интеллектуальные светофоры, 250+ новых знаков и указателей, регулируемые пешеходные переходы, ликвидация «бутылочных горлышек» (сохранение полноценного полотна почти 482 тыс. м² на одном только участке) – все это направлено на резкое снижение аварийности. Широкие тротуары и зеленые бульвары станут физическим барьером между людьми и машинами.

Мировой опыт: уроки для Алматы
Почему именно BRT и почему сейчас? «Мы не изобретаем велосипед, а опираемся на международный опыт», – отмечает Асхат Садуов и приводит конкретные данные.

Ташкент (с 2023 г.): Время в пути на BRT сократилось почти вдвое, пассажиропоток вырос на 25-30%.

Стамбул (Metrobus): Пассажиропоток увеличился в 3 раза, средняя скорость движения выросла на 45%.

Богота, Колумбия (TransMilenio): Система перевозит свыше 2 миллионов человек в день, существенно разгрузив дороги.

Однако разработчики не закрывают глаза и на вызовы: необходимость безупречного планирования, риски недофинансирования, важность интеграции с другими видами транспорта. Успех этого пилотного проекта в Алматы будет зависеть от последовательной реализации и адаптации лучших практик к местному контексту.

Экономика комфорта: что получит бизнес?
Сегодняшняя среда проспекта душит малый бизнес. Реконструкция обещает стать катализатором его роста.
Как подчеркивают разработчики: «Мы ожидаем увеличения пешеходного трафика, появления зон отдыха и упорядоченных парковок. Это напрямую конвертируется в выручку: мировая практика показывает, что после благоустройства выручка малого бизнеса может вырасти на 10-30%». Более привлекательные фасады, удобный доступ для клиентов, рост стоимости недвижимости – вот реальные дивиденды от инвестиций в городское качество.
Видение будущего: пилот для улиц XXI века
«Представьте современную городскую улицу, где комфортно всем. По выделенной полосе курсирует BRT, по широким тенистым тротуарам гуляют люди. Везде – единая архитектурная стилистика, ухоженные фасады без визуального шума, вертикальное озеленение... Шум от машин снижен, пробки минимальны, воздух чище»– рисует финальную картину архитектор.
Преобразование проспекта Райымбек батыра – это больше, чем реконструкция дороги. Это первый и крупнейший в Алматы пилотный проект полного преобразования улицы по принципу «от фасада до фасада». Он знаменует старт реализации Генерального плана Алматы до 2040 года, делающего ставку на полицентричность, качественную пешеходную среду и предсказуемый общественный транспорт. Это сигнал о том, что будущее города – за пространствами, где приоритет отдан людям, а не автомобилям. Если этот амбициозный пилот реализуется в полной мере, он может стать не просто локальным улучшением, а знаковым примером урбанистической трансформации для всего региона и моделью для будущих изменений на других магистралях Алматы.

Проект реализуется НИИ «Алматыгенплан» под руководством генерального директора урбаниста Асхата Садуова. Разработка велась с учетом мнений экспертов, горожан, урбанистических исследований и проектных семинаров со стейкхолдерами, задавая новый стандарт для городского развития.
Источник: НИИ «Алматыгенплан»
Фото и рендеры: отдел транспортного планирования НИИ «Алматыгенплан», Владислав Филатов gradoblog.ala