27 декабря в Алматы состоялась презентация мастер-плана транспортного каркаса города до 2030 года. По словам разработчиков из НИИ «Алматыгенплан», транспортный каркас предполагает формирование 5 новых полицентров, объединенных сетью общественного транспорта, заявили в пресс-службе акимата города.
На границах города будут построены три больших транспортно-пересадочных узла (ТПУ): «Барлык», «Восточный» на Кульджинском тракте и «Север» в районе Gate City.
«Это позволит жителям, приезжающим из области, оставлять свои автомобили на специальных перехватывающих парковках и воспользоваться общественным транспортом, значительно снизив нагрузку на дороги города», - считают авторы проекта.
Согласно «Программе развития города Алматы до 2025 года и среднесрочным перспективам до 2030 года», мегаполис в течение двух лет будет поделен на пять специальных зон (полицентров).
Это «Северный» - территория, прилегающая к железнодорожной станции Алматы-1. В этом полицентре будет активно развиваться сфера услуг, в застройках первые этажи будут переданы в аренду малому бизнесу, улицы сделают более плотными, построят скверы, оборудуют места отдыха вдоль БАКа, на территории бывшего «Зеленстроя», рощи Баума.
Следующая зона – полицентр «Западный», будет расположен в районе нового железнодорожного вокзала Алматы-3 и транспортного хаба в пос. Боралдай. Здесь будет проведена вся необходимая инфраструктура, в том числе вокруг этнографического парка «Сакские курганы». Планируется построить линейный рекреационный парк площадью 90 га, новый многопрофильный больничный комплекс, центр настольного тенниса и другое.
«Юго-западный» полицентр – в районе пр. Райымбека и пробиваемой улицы Алатау. В этом месте разместятся промышленные мини-парки, объекты торговли и логистики, административно-деловые центры.
«Исторический центр» - часть Медеуского района, «золотой квадрат» в границах улиц Байтурсынова – проспект Абая – Зенкова – Жибек Жолы. Здесь не будет промышленных предприятий, а здания историко-культурной значимости будут отреставрированы. В целом продолжится благоустройство данного полицентра, появится больше велополос и велодорожек, много парковочных мест и т. д.
И, наконец, пятая зона – полицентр «Восточные ворота». Это район Талгарского и Кульджинского трактов. Здесь расположится логистический хаб Алматы, будут построены станция LRT (надземное метро), линия BRT (скоростной автобусный транспорт).
Также в акимате планируют повысить уровень охвата населения скоростными видами общественного транспорта. Согласно проведенному авторами мастер-плана исследованию, процент населения, проживающего в радиусе 500 м от остановки в Алматы, составляет 39%, в то время как в Париже этот показатель равен 98%. Отдаленность остановок от мест притяжения трафика снижает привлекательность автобусного сообщения. Районы севернее Райымбека не имеют прямого доступа к метро или другому выделенному транспорту. В качестве решения планируется продлить линию метро до западной границы города, обеспечить 100-процентный охват населения остановками, повысить экологичность транспорта до 90-100%, сократить время на пересадку пассажиров, включая время ожидания на остановке, до 2-8 минут и другое.