"В Алматы 10 лет не было Генплана, то есть город жил в ситуации, когда каждый хотел максимально реализовать свой интерес: кто-то продать участок земли под застройку за цену намного выше рынка, кто-то поставить точечную застройку, чтобы окупить "жадность" продавца и самому заработать, "как в последний раз". В обществе, где начинают превалировать личные интересы, падает уровень доверия, повышается агрессия, каждый становится сам за себя. Так появляются заборы, замусоренность, неустроенность общественных пространств", – говорит Мурунов.
"Исходя из опроса горожан, мы выделили несколько проблем. Это большое время на дорогу до работы и обратно, и если суммировать эти часы, то получится, что в среднем работающий житель тратит на дорогу почти 600 часов в год. Также алматинцы жалуются на качество воздуха и переполненность общественного транспорта. Это сигнализирует о системной разбалансировке городских функций. Поэтому основная цель полицентричности – перенести и создать городской образ жизни, включая рабочие места и комплекс услуг там, где человек живет. Появятся новые школы, детские сады, поликлиники. А новая сетка улиц и размеры кварталов как раз запроектированы так, чтобы все это было возможно претворить в жизнь", – рассказывает эксперт.
"Крупные заводы выносятся за городскую черту для освобождения места для городских кварталов, и решения в том числе экологических проблем, а новую экономику предстоит запускать и развивать. Алматы финансовый, культурный, образовательный центр, в стратегии расписаны цели по запуску креативной экономики. А это экономика, которая полностью строится на таланте человека, на развитии его способностей и создании для него среды самореализации через кооперацию", – подчеркивает он.
"Именно в историческом центре остро появляются противоречия между динамически развивающимися потребностями населения и сложившейся материально-пространственной средой. Мы, как разработчики и жители города, понимали, что разрушение исторического облика, снос знаковых зданий и сооружений, строительство новых зданий – все это вызывает волну оправданного возмущения горожан", – рассказывает он.
"Главное, в исторической части города запрещается новое строительство, нарушающее сложившийся архитектурный ансамбль, то есть структуру и стиль исторических зданий, объёмные планировочные решения, пропорции и высотность", – подчеркивает Жанат Айтлеу.