Подход к разработке маршрутной сети предполагает адаптацию действующих маршрутов, а также создание новых.
Акиматом Алматы утвержден мастер-план транспортного каркаса города до 2030 года, который опубликован на официальном сайте Управления городской мобильности Алматы после обсуждения экспертным сообществом и общественностью.
Разработчиками мастер-плана являются НИИ «Алматыгенплан» и эксперты в сфере реализации комплексных транспортных проектов, в том числе компания Future of Mobility.
Мастер-план является стратегическим документом, определяющим основные направления совершенствования транспортной инфраструктуры Алматы и который позволит на практике реализовать принцип «город для людей». Основной задачей мастер-плана является переключение населения с личного транспорта на общественный. Главным показателем станет увеличение количества поездок в общественном транспорте на 64% до 2030 года. Документ разработан с учетом лучших мировых практик и особенностей города, в рамках Генерального плана до 2040 года, «Программы развития Алматы до 2025 года и среднесрочные перспективы до 2030 года» и «Схемы градостроительного планирования территорий алматинской агломерации».
Создание инфраструктуры транспортного каркаса потребует от 5 до 7 лет и будет одним из элементов системной трансформации общественного транспорта Алматы.
В управлении городской мобильности отметили, что пилотным коридором транспортного каркаса выбран участок проспекта Райымбека протяженностью около 17 км от пр. Абая (район рынка «Барлык») на западе до ул. Пушкина. Его реализация начнется в текущем году.
На сегодня на данном проспекте протяженность участков с приоритетным движением общественного транспорта по выделенным полосам составляет менее 70% от общей протяженности. Низкий уровень администрирования выделенных полос также способствует выезду на них личных авто. Кроме этого, проспект характеризуется неравномерным профилем с различным количеством полос на разных участках и наличием значительного количества конфликтных точек. Вдоль проспекта Райымбека, помимо прочего, не развита пешеходная инфраструктура. Как итог — низкая доступность, пробки, переходы в неположенных местах, опасные маневры и ДТП.
В акимате Алматы подчеркнули, что в 2025-2026 годах будет переходный этап, включающий формирование сети транспортного каркаса из 14 коридоров. Первые значимые результаты внедрения транспортного каркаса можно ожидать по итогам завершения первых двух этапов реализации транспортного каркаса к концу 2026 года. К этому времени парк автобусов будет переведен на газовые и электрические, ожидается запуск первой линии ЛРТ, открытие станции метро «Калкаман» и строительство трех транспортно-пересадочных узлов на западном, северном и восточном направлениях.
Согласно мастер-плану, 2027-2030 годы - завершающий этап, на котором планируется достичь следующих целевых показателей: формирование 42 коридоров скоростного общественного транспорта (296 км БРТ, 31 км ЛРТ и 20 км метро) и 39 узловых станций. Все это позволит охватить 75% мест проживания и 81% рабочих мест.
Важным элементом транспортного каркаса и его привлекательности у жителей является пассажирская инфраструктура. Поэтому пересадочные узлы должны быть организованы таким образом, чтобы экономить время пассажира на пересадку, быть интуитивно понятными и обеспечивать ощущение безопасности. Предполагается расширение до 1245 остановок с действующих 1208. Все проектируемые остановочные и пересадочные пункты будут соответствовать принципам Vision Zero. Также для повышения радиуса доступности остановок планируется закладывать создание инфраструктуры для транспорта последней мили – пешеходные и велосипедные дорожки от основных зон расселения до остановок.
Подход к разработке маршрутной сети предполагает адаптацию действующих маршрутов, а также создание новых. Исходя из прогнозируемого увеличения числа поездок на общественном транспорте до 3 млн в год, оценочный парк подвижного состава LRT составит 30 единиц (для первой линии), метро – 25 составов по 4 вагона (увеличение текущего парка на 10 составов после запуска 4 новых станций к 2027 году). Парк колёсного общественного транспорта (автобусы, электробусы, троллейбусы) совокупно составит 3,9 тыс. единиц.
Повышение мобильности горожан через развитие общественного транспорта и оптимизацию улично-дорожной сети, как следствие улучшение экологической ситуации и повышение деловой активности, является одним из основных приоритетов акимата Алматы.
Акиматом Алматы утвержден мастер-план транспортного каркаса города до 2030 года, который опубликован на официальном сайте Управления городской мобильности Алматы после обсуждения экспертным сообществом и общественностью.
Разработчиками мастер-плана являются НИИ «Алматыгенплан» и эксперты в сфере реализации комплексных транспортных проектов, в том числе компания Future of Mobility.
Мастер-план является стратегическим документом, определяющим основные направления совершенствования транспортной инфраструктуры Алматы и который позволит на практике реализовать принцип «город для людей». Основной задачей мастер-плана является переключение населения с личного транспорта на общественный. Главным показателем станет увеличение количества поездок в общественном транспорте на 64% до 2030 года. Документ разработан с учетом лучших мировых практик и особенностей города, в рамках Генерального плана до 2040 года, «Программы развития Алматы до 2025 года и среднесрочные перспективы до 2030 года» и «Схемы градостроительного планирования территорий алматинской агломерации».
Создание инфраструктуры транспортного каркаса потребует от 5 до 7 лет и будет одним из элементов системной трансформации общественного транспорта Алматы.
В управлении городской мобильности отметили, что пилотным коридором транспортного каркаса выбран участок проспекта Райымбека протяженностью около 17 км от пр. Абая (район рынка «Барлык») на западе до ул. Пушкина. Его реализация начнется в текущем году.
На сегодня на данном проспекте протяженность участков с приоритетным движением общественного транспорта по выделенным полосам составляет менее 70% от общей протяженности. Низкий уровень администрирования выделенных полос также способствует выезду на них личных авто. Кроме этого, проспект характеризуется неравномерным профилем с различным количеством полос на разных участках и наличием значительного количества конфликтных точек. Вдоль проспекта Райымбека, помимо прочего, не развита пешеходная инфраструктура. Как итог — низкая доступность, пробки, переходы в неположенных местах, опасные маневры и ДТП.
В акимате Алматы подчеркнули, что в 2025-2026 годах будет переходный этап, включающий формирование сети транспортного каркаса из 14 коридоров. Первые значимые результаты внедрения транспортного каркаса можно ожидать по итогам завершения первых двух этапов реализации транспортного каркаса к концу 2026 года. К этому времени парк автобусов будет переведен на газовые и электрические, ожидается запуск первой линии ЛРТ, открытие станции метро «Калкаман» и строительство трех транспортно-пересадочных узлов на западном, северном и восточном направлениях.
Согласно мастер-плану, 2027-2030 годы - завершающий этап, на котором планируется достичь следующих целевых показателей: формирование 42 коридоров скоростного общественного транспорта (296 км БРТ, 31 км ЛРТ и 20 км метро) и 39 узловых станций. Все это позволит охватить 75% мест проживания и 81% рабочих мест.
Важным элементом транспортного каркаса и его привлекательности у жителей является пассажирская инфраструктура. Поэтому пересадочные узлы должны быть организованы таким образом, чтобы экономить время пассажира на пересадку, быть интуитивно понятными и обеспечивать ощущение безопасности. Предполагается расширение до 1245 остановок с действующих 1208. Все проектируемые остановочные и пересадочные пункты будут соответствовать принципам Vision Zero. Также для повышения радиуса доступности остановок планируется закладывать создание инфраструктуры для транспорта последней мили – пешеходные и велосипедные дорожки от основных зон расселения до остановок.
Подход к разработке маршрутной сети предполагает адаптацию действующих маршрутов, а также создание новых. Исходя из прогнозируемого увеличения числа поездок на общественном транспорте до 3 млн в год, оценочный парк подвижного состава LRT составит 30 единиц (для первой линии), метро – 25 составов по 4 вагона (увеличение текущего парка на 10 составов после запуска 4 новых станций к 2027 году). Парк колёсного общественного транспорта (автобусы, электробусы, троллейбусы) совокупно составит 3,9 тыс. единиц.
Повышение мобильности горожан через развитие общественного транспорта и оптимизацию улично-дорожной сети, как следствие улучшение экологической ситуации и повышение деловой активности, является одним из основных приоритетов акимата Алматы.