СМИ О НАС

Каркас для всех нас: что говорят специалисты о плане развития транспорта Алматы

Управление городской мобильности Алматы представило план развития общественного транспорта до 2030 года. В презентации есть интересные цифры по перемещению горожан и схемы новых линий скоростных автобусов. Как будем перемещаться, и что говорят эксперты, — в материале Orda.kz.

Несмотря на усилия по развитию общественного транспорта — замену автопарка, уменьшение интервалов движения, прокладку автобусных полос, — 68 % алматинцев ежедневно передвигаются на своих авто или такси. Такая ситуация неминуемо должна привести к транспортному коллапсу. При этом доля горожан, которые пользуются метро, автобусами и троллейбусами, за шесть последних лет выросла в два раза, а стоимость проезда в Алматы — одна из самых низких в мире. Ниже представлены главные причины недовольства горожан.
Результаты опроса общественного мнения, %
Нет скорости

Одна из главных проблем алматинского транспорта — отсутствие скоростных линий. Метро и BRT охватывают небольшую и преимущественно центральную часть города. Юг и север Алматы остаются без скоростного транспорта, который бы стабильно и вовремя перевозил пассажиров.

Среди предложенных новшеств — в 2024-м в городе начнут прокладку двух скоростных линий автобусов: по улице Желтоксан и по проспекту Райымбека. При этом по центральной улице собираются сохранить парковку, а полосы для скоростных автобусов сделать уже, чем по стандарту, для этого даже внесут изменения в законодательство. Проспект Райымбека просто задыхается в пробках, и при этом там перемещаются огромные массы людей.
Проект линии BRT по проспекту Райымбека
Создание инфраструктуры транспортного каркаса потребует от пяти до семи лет и будет одним из элементов системной трансформации общественного транспорта Алматы.

Редакция побеседовала с экспертами, чтобы понять, к чему приведёт реализация очередного стратегического документа.

Экспертные оценки

Арнур Аханов — директор «Казахского промтранспроекта», старейшей и одной из крупнейших проектно-изыскательских организаций — отметил: учитывая бурное развитие города и значительный прирост населения, происходит перегрузка инфраструктуры (не только транспортной), возникает социальное неравенство, но и создаются угрозы общественной безопасности и загрязнения окружающей среды.

По мнению Аханова, мастер-план до 2030 года учитывает интеграцию общественного транспорта в рамках Алматинской агломерации, расширение известных трасс с выходом на БАКАД, увеличение плотности сети городских улиц, стимуляцию развития велопешеходного движения в границах создаваемых полицентров и развитие систем общественного транспорта.
«Пробивка проспектов и улиц центральной части города в объеме 168 км (28 коридоров) — Райымбека, Толе би, Жубанова, Абая, Шаляпина — Сатпаева, Жандосова — Муканова, Жандосова — Тимирязева, Рыскулбекова, Торайгырова, Мустафина, Тлендиева, Муканова — Байзакова, Байтурсынова и ряда других сократит время, проводимое в транспорте по пути к местам работы и отдыха», — считает эксперт.
Создание транспортных коридоров в периферийной части города устранит ряд инфраструктурных проблем, позволит ликвидировать социальное неравенство между районами города, а также обеспечит более свободный доступ пассажиров, прибывающих из пригородов.

«Организация каркаса общественного транспорта, учитывающего организацию мультимодальных перевозок пассажиров по линиям скоростного автобусного движения (БРТ), легкорельсового транспорта (ЛРТ) и метрополитена со строительством транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) сократит время пересадок пассажиров из одного вида транспорта в другой и увеличит скорость движения общественного транспорта, что повысит его конкурентоспособность по сравнению с личным транспортом».

Разработка рекомендаций по изменению маршрутной сети сократит время ожидания общественного транспорта и обеспечит возможность удобного передвижения пассажиров во все микрорайоны, а также в существующие и перспективные застройки города.

«Если всё будет по плану, число поездок на общественном транспорте вырастет в два раза», — считает Арнур Аханов.

Когда всех устроит транспорт Алматы?

Не все согласны с таким радужным прогнозом. К примеру, эксперт, руководитель велосообщества Алматы Ануар Жусупов настроен скептически.
«Давайте будем объективны: не существует пока способов, кроме как снести половину города, чтобы тут было комфортно абсолютно всем. Если мы не хотим такого варианта, то единственный вариант — это хотя бы сделать так, чтобы большинство жителей могли быстро перемещаться по городу на общественном транспорте. То есть мы должны сделать выбор, мы хотим быть городом развязок и автострад, где дома могут стоять под развязками, а город в вечных пробках, или мы хотим быть городом-садом? Что нам ближе: автомобилизация или комфортная городская среда? И выбрать оба варианта возможности нет. Но, как показывает практика, находясь за рубежом, наши горожане чаще всего выбирают второе, а не первое», — сказал Ануар.
Урбанист Ануар Жусупов, фото из личного архива
Ануар считает, что нельзя забывать о развитии пешеходной инфраструктуры в городе, потому что до остановок надо ещё дойти, и желательно — по хорошим и благоустроенным тротуарам. Также необходимо развивать велодорожки и микромобильный транспорт, то есть самокаты.

Улучшит ли транспортный каркас экологическую ситуацию?

Доктор технических наук, профессор, член-корреспондент Национальной академии наук, директор ТОО «Дорожный научно-производственный центр» Багдат Телтаев, наоборот, ждёт кардинальных улучшений благодаря новому документу.
«Идея и проект транспортного каркаса — одни из прорывных. Ключевые части транспортного каркаса — коридоры для LRT и BRT, три транспортно-пересадочные узла на границе города. Предусмотрено также улучшение экологической обстановки. Реализация проекта должна значительно повысить безопасность всех участников движения и всего населения», — говорит Телтаев.
Пока же для многих полтора-два часа в пути на работу и домой — норма. Главное, чтобы автолюбители поняли одну простую истину науки о городах: чем больше людей перемещается в общественном транспорте, тем меньше авто на дорогах. Поэтому при реализации программы по строительству и развитию транспортной сети хорошо всем — и водителям, и пешеходам.